Краткая биография - МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ (1893-1930)
Высказывания и афоризмы Маяковского
Владимир Владимирович Маяковский – русский, советский поэт, яркая личность авангардного искусства 10-20-ых годов прошлого века, проявившая себя в амплуа художника, драматурга, киносценариста, кинорежиссера, киноактера, издателя. Его творчество, во многом реформаторское с точки зрения поэтики, использования языковых средств, оказало значительное влияние на поэзию XX столетия.
В.В. Маяковский родился в Грузии (Кутаисская губерния, село Багдади) 19 июля (7 июля по ст. ст.) 1893 г. И отец, и мать его были потомками казацких родов; отец, дворянин по происхождению, служил лесничим. На протяжении 1902-1906 гг. Маяковский - учащийся Кутаисской гимназии. После переезда семьи в Москву в 1906 г., связанного со смертью отца, Владимир поступает в местную классическую гимназию, 4 класс, однако в марте 1908 г. его отчисляют из 5 класса из-за неоплаты обучения.
Дальнейшее образование будущего поэта было связано с искусством. В 1908 г. он оказывается в числе учащихся подготовительного класса Строгановского художественно-промышленного училища. Тогда же Маяковский активно контактирует с революционной молодежью, вступает в ряды РСДРП. В июле 1909 г. до января 1910 г. его сажают в Бутырскую тюрьму; в застенках он сочиняет стихи и записывает их в тетрадь (не сохранившуюся) – с нее сам поэт вел отсчет своей литературной деятельности.
Полный решимости «делать социалистическое искусство», Владимир Маяковский в 1911 г. становится учащимся фигурного класса Училища живописи, ваяния и зодчества. В его стенах будущего поэта поджидало во многом судьбоносное знакомство с организатором футуристической группы «Гилея» Д. Бурлюком. Именно в альманахе этой группы - «Пощечина общественному вкусу» - в декабре 1912 г. состоялся литературный дебют Маяковского со стихотворениями «Утро» и «Ночь». В этом же издании был обнародован манифест представителей русских кубо-футуристов, в котором художники слова отказывались от творческого наследия национальной литературы. Среди подписавшихся под этим программным документом был и Маяковский.
В 1913 г. поэт издает первый маленький стихотворный сборник под названием «Я», пишет трагедию «Владимир Маяковский», носившую программный характер (режиссером постановки и исполнителем главной роли выступил он сам), а также в составе группы футуристов ездит по городам и весям России. Публичные выступления стали причиной его исключения из училища. На протяжении 1915-1917 гг. Владимир Маяковский в петроградской Учебной автомобильной школе проходит военную службу, параллельно сочиняет стихи и поэмы, в частности, «Облако в штанах», «Человек» и др. В 1916 г. вышел первый крупный сборник «Простое как мычание».
В июле 1915 г. произошло событие, которое оказалось очень значимым в биографии Владимира Маяковского, - его знакомство с Лилей Брик, замужней женщиной, которая практически всю жизнь была его музой. Их, а также Лилиного мужа Осипа связывали сложные отношения, не раз становившиеся для поэта причиной сильных переживаний.
Октябрьская революция 1917 г. была встречена Маяковским с радостью и энтузиазмом. Он видел в кардинальных общественных переменах справедливое возмездие за унижения и оскорбления, пережитые людьми в «прежней» жизни, путь к утверждению рая на земле. Его творчество в эти годы приобретает новое социально-эстетическое звучание. На взгляд поэта, футуристическое направление в искусстве созвучно деятельности рабочего класса и возглавляющих его большевиков.
Маяковский поддерживает молодое государство и провозглашенные им ценности доступными ему художественными средствами. В 1918 г. поэт выступает организатором группы «Комфут» («Коммунистический футуризм»), активно сотрудничает с газетой «Искусство коммуны», в 1922 г. - издательством МАФ (Московская ассоциация футуристов). В 1919 г. он переезжает в Москву и в течение трех лет, до 1921 г., работает в «Окнах РОСТА», выпускает агитационно-сатирические плакаты со стихотворными строками. Всего за этот период он выступил автором порядка 1100 таких «окон». В 1923 г. Владимир Владимирович - создатель «Левого фронта искусств» (ЛЭФ), под эгидой которого собираются литераторы и художники, стоящие на сходных эстетических позициях. В течение 1923-1925 гг. он выступает в роли издателя журнала «ЛЕФ» (на протяжении 1927-1928 гг. журнал восстановлен под названием «Новый ЛЕФ»). Годы гражданской войны были в его жизни самым лучшим временем, по признанию самого поэта.
На протяжении 1922-1924 гг. Маяковский предпринимает целый ряд заграничных поездок, в частности, в Германию и Францию; в 1925 г. посещает различные города США, читая доклады и свои произведения. Впечатления о путешествиях по Европе и Америке легли в основу целого ряда стихов и очерков, в частности, поэтических циклов «Париж» (1924-1925), »Стихи об Америке» (1925-1926). Период с 1925 по 1928 г. отмечен в биографии большим количеством поездок Маяковского по Советскому Союзу, публичных выступлений перед самыми разными слушателями.
Это время было весьма плодотворным в творческом отношении, тем не менее в конце 20-ых Маяковский переживал глубокий внутренний конфликт. Идеалы революции, которыми он жил с юных лет, на которые опирался в построении своей частной жизни, начиная творческой позицией и заканчивая манерой одеваться, входили в противоречие с реальностью – социальной, политической, бытовой. Со всей мощью бескомпромиссного таланта Маяковский обрушивался на общество, которое предавало революционные ценности, обуржуазилось, стала погрязать в пучине формализма (комедии «Клоп» (1928), «Баня» (1929)). Он стал слишком неудобен, подвергался критике, которая считала его не пролетарским писателем, каковым поэт воспринимал себя сам, а временным «попутчиком». При организации выставки, приуроченной к 20-летию творческой деятельности, Маяковский столкнулся с непреодолимыми препятствиями.
Вступление в Российскую Ассоциацию пролетарских писателей в феврале 1930 г. не нашло понимания у его друзей и единомышленников. Атмосферу травли, отчуждения, в которой оказался поэт, делали еще более невыносимой проблемы в личной жизни, связанные с его последней пассией Вероникой Полонской.
Против стечения всех неблагоприятных обстоятельств, против несовершенных законов этого мира поэт-бунтарь выступил с протестом в последний раз, покончив с собой 14 апреля 1930 г. Прах застрелившегося «агитатора, горлана-главаря» сначала покоился на Новом Донском кладбище, в мае 1952 г. его перезахоронили на Новодевичьем кладбище.