Краткая биография - РЕЙХАНИ ар-РЕЙХАНИ, АМИН ибн ФАРИС (1876-1940)
Высказывания и афоризмы Рейхани ар-Рейхани
Рейхани Амин ибн Фарис - известный ливанский философ, мыслитель, поэт, просветитель - родился в 1876 г.; его отцом был средней руки помещик. С 1888 г. биография Рейхани связана с США, куда перебралась его семья. В этой стране он после окончания колледжа стал студентом Колумбийского университета, где учился на юридическом факультете. В эти годы особый интерес у него вызывали сочинения Руссо, Ницше, Вольтера; особое значение для формирования его мировоззрения, взглядов в сфере социальных отношений имело знакомство с творческим наследием Карлейля.
Под влиянием их творчества Рейхани превратился в убежденного атеиста. Его возвращение на родину состоялось в 1904 г., где он начал выступать с идеей стремления каждого человека к личному совершенствованию; его теория была близка по духу взглядам Л. Толстого. Романы «Лилия дна» (1915) и «Вне гарема» (1917) стали своеобразным манифестом его этико-философских убеждений.
В 1922-1924 гг. публиковалось его сочинение «Ар Рейханият». В этот четырехтомник вошли речи, эссе, статьи, стихотворения в прозе, которые в большинстве своем носили автобиографический характер. Красной нитью через все эти разножанровые работы проходила мысль о братстве арабских народов.
Покинув родину, Рейхани отправился в Северную Африку, совершая поездки по арабским государствам. Везде его принимали чрезвычайно тепло, видя в нем крупного мыслителя, философа, а также главного идеолога единства арабского мира. Впечатления, фактический материал о путешествии стал основой для книги, опубликованной в 1924 г. под названием «Арабские правители». В творческое наследие Рейхами, помимо крупных работ, входят также путевые очерки, посвященные природным красотам Ирака и Ливана («Сердце Ливана» (1924), «Сердце Ирака» (1935)). Литературным произведениям этого ливанского автора свойственны философичность, глубина содержания, патриотическая направленность, желание отыскать истину.
Философская концепция мироздания, выдвинутая Рейхани, представляет собой систему триад. Так, человек является единым целым души, тела и разума, объективный мир вокруг него - это единство времени, пространства и материи. Общественный процесс, с точки зрения философа, не что иное, как совершенствование личности. Рейхани называет 4 этапа развития человеческого общества, которые оно проходит последовательно: патриархат, деспотизм, конституционный режим, и, наконец, высшей формой общественного устройства философ считал социализм. Прийти к идеальному обществу, по Рейхани, можно путем не только самосовершенствования, но и общего просвещения - вполне допустимы и революционные методы справедливой борьбы. Рейхани, с одной стороны, ратовал за единение достижений цивилизаций Запада и Востока, но в то же время активно пропагандировал арабский национализм, был первым среди арабов, кто критиковал образ жизни капиталистической Америки. Вместе с тем жесткой критике им подвергались феодальная реакция и застой. Умер Рейхани Амин ибн Фарис в 1940 г.