Краткая биография - СЮНЬЦЗЫ (ок. 313 - ок. 238 до н. э.)
Высказывания и афоризмы Сюньцзы
Сюньцзы (существуют и такие варианты имени, как Сюнь Куан и Сюнь Цин) - древнекитайский философ, мыслитель, последователь конфуцианской традиции. Некоторые исследователи сопоставляют значение его наследия для китайской культуры с ролью учения Аристотеля для западной цивилизации.
Известно, что родился Сюньцзы около 313 г. до н. э., был уроженцем царства Чжао, относившегося к Срединным царствам Китая. С молодых лет зарекомендовал себя видным полемистом. Предпринял неоднократные поездки к правителям государств Чу, Ци и Цинь. Много раз наносил визит в известную философскую академию Цзися, находившуюся в Линьцзы, главном городе царства Ци. Около 263 г. до н. э. он стал главой этой академии, однако недоброжелатели сплели вокруг его имени сеть интриг и клеветы, в результате чего Сюньцзы лишился должности.
Сохранились сведения, что он возглавлял научное сообщество и был важным сановником в царстве Ци. В 255 г. до н. э. состоялся его переезд в царство Чу. Здесь ему достался титул министра-советника и место правителя уезда Ланьлин. Считается, что именно в этот период биографии Сюньцзы начал писать трактат, носивший программный характер и получивший известность как «Сюнь-цзы». Название этой книги является самым распространенным и принадлежит танскому комментатору Ян Ляну, в редакции которого и сохранилось до наших дней философское сочинение. Современная версия этого трактата представляет собой 32 главы, из которых 21 с высокой степенью вероятности принадлежит именно ему. Пять глав, как считают исследователи, были написаны с его участием, а еще 6 добавлены после смерти философа.
В его основе лежат постулаты конфуцианского учения, однако Сюньцзы внес в него дополнения. Со свойственным ему антропологическим минимализмом философ утверждал, что от рождения человек получает склонность к похоти или к пользе, имеет «злую природу», и только культура и воспитание способны победить в нем «низкое» природное начало. В области социальной политики Сюньцзы отстаивал необходимость сохранения иерархии и ее неприкосновенность, а также потребность общества во власти просвещенного правителя. Эта теория легла в основу государственной идеологии императорского Китая.
В 238 г. до н. э. философа отправили в отставку, после чего он удалился от общественной жизни, вел уединенный образ жизни и, как свидетельствуют источники, притворился сумасшедшим в стремлении стать «совершенномудрым». Его навещали лишь любимые ученики. Скончался он в царстве Чу, и произошло это после 238 г. до н. э., более точная дата неизвестна.