Краткая биография - ЯН ЧЖУ (440-360 или 414-334 до н. э.)
Высказывания и афоризмы Янa Чжу
Ян Чжу (существуют и такие варианты его имени, как Ян Цзы-цзюй, Ян Шэн) - древнекитайский философ, ученик Лао-цзы, идейный противник конфуцианства; представитель даосизма раннего периода. Жил он во 2-ой половине V в. и 1-ой половине IV в. до н.э., года его жизни обозначены лишь приблизительно. Биография этого мыслителя-вольнодумца известна лишь в виде единичных сведений. Есть предположение, что он был крестьянским сыном, родился в небогатой семье. Ян Чжу предпринял немало путешествий по Китаю, пропагандируя свои взгляды, которые были хорошо известны в самых разных царствах. Известно, что у философа училось множество последователей.
Что именно представляло учение Ян Чжу в первозданном и целостном его виде, сказать сложно, т.к. до нашего времени не дошло ни одно из его произведений. Представление о нем дают лишь отдельные места даосских трактатов «Чжуан-цзы», «Мэн-цзы», «Хуайнань-цзы», «Люй ши чунь цю», «Хань Фэй-цзы», авторы которых упоминали о философии Ян Чжу или\и так иначе полемизировали с ней. Самую подробную информацию дает трактат «Ле-цзы», в котором есть глава, названная именем Ян Чжу. В то же время ряд исследователей сомневаются, что ее содержание полностью соответствует действительности.
Считается, что Ян Чжу крайне скептически относился к тому, что человеческой жизнью управляют Небеса, не признавал бессмертия души, видя в смерти естественный и неотвратимый конец существования. Философ провозглашал ценность земной жизни и ее всевозможных удовольствий, призывал наслаждаться ими. Известен он и резко негативным отношением к древним авторитетам, признанным учениям, в частности, к конфуцианству; его главу Ян Чжу считал самым суетливым и бестолковым из людей.
С давних времен идеи крайнего гедонизма этого вольнодумца считаются антагонистичными альтруизму Мо-цзы, призывавшего к любви и самопожертвованию. Судя по высказыванию Мэн-цзы, страстного поклонника Конфуция, о том, что «слова Ян Чжу заполнили Поднебесную», идеи последнего получили широкое распространение и имели немало поклонников. В то же время ряд исследователей придерживаются мнения, что репутация Ян Чжу как радикального гедониста и атеиста связана с неверной передачей и трактовкой его идей.