Краткая биография - Аддисон Джозеф (1672-1719)
Высказывания и афоризмы Аддисонa Джозефа
Будущий известный политический и государственный деятель, публицист, драматург, поэт, один из первых европейских журналистов, предтеча английского Просвещения появился на свет 1 мая 1672 г. в Милстоне (Уилтшир). Будучи сыном священника-настоятеля двух соборов, получал образование в лондонской Чартерхаус-скул. Этот период примечателен судьбоносным знакомством с Ричардом Стилом – будущим другом, соратником и соавтором. С 1687 по 1699 гг. биография Джозефа Аддисона связана с Оксфордским университетом, где он, получив степени бакалавра и магистра, продолжил карьеру поступлением в аспирантуру и преподаванием.
В 1695 г. одаренный молодой ученый написал в стихотворной форме послание королю Вильгельму, чем привлек к себе благосклонное внимание двух видных политиков, членов партии вигов. При их содействии в 1699 г. Аддисону достался королевский грант, благодаря которому состоялось его путешествие по Европе, откуда он присылал заметки, послания в прозе и стихах. В 1704 г., возвратившись на родину, вступил в литературно-политический кружок вигов, где познакомился с известными драматургами Дж. Ванбру и У. Конгривом. Полная восхвалений ода по случаю Бленхеймской победы герцога Мальборо, сочиненная Аддисоном по правительственному заказу, была воспринята вигами на ура и позволила ему оказаться на должности в комиссии по апелляциям. После прихода этой партии к власти в мае 1705 г. Аддисона назначили помощником государственного секретаря.
Это было время его становления не только в качестве политика, общественного деятеля, но и публициста. Аддисон помог своему старинному приятелю Ричарду Стилу стать издателем правительственной газеты, участвовал в создании его пьесы «Нежный муж», опубликовал собственное «Путешествие по Италии». В 1707 г. состоялась премьера оперы «Розамунда», автором либретто которой выступил Аддисон, но публика отнеслась к ней с прохладцей.
В 1709 г. политик стал членом парламента и отправился в Ирландию в должности секретаря вице-короля этой страны. В это время в Лондоне увидел свет журнал «Болтун» – детище Стила, в создании которого принял участие и Аддисон – сначала пересылая очерки товарищу время от времени, а по возвращении на родину зимой 1709 г. превратившись в единственного автора. За его подписью было опубликовано более четырех десятков очерков. В конце 1710 г. журнал был закрыт, но, приободренные его успехом, соратники решились выпускать с 1 марта 1711 г. новое издание – «Зритель». Перед собой они ставили цель не просто подстраиваться под публику, а подтягивать ее на более высокий уровень просвещения, поэтому наряду с развлекательными в «Зрителе» публиковались серьезные аналитические материалы.
Журнал стал модным во всех смыслах: издавался рекордным по тем временам тиражом, переиздавался после закрытия в виде книг. В 1713 г. Стил занялся новым детищем – журналом «Опекун», и Аддисон написал для него более 50 очерков, а в 1714 г. последний предпринял самостоятельную попытку реанимировать «Зрителя», но после 80 номеров отказался от этой затеи ввиду утраты его былой популярности. Всего же для «Зрителя» им было написано без малого три сотни очерков.
В апреле 1713 г. Аддисон прославился как драматург: его трагедия «Катон» была поставлена королевским театром «Друри-Лейн», стала настоящим событием и, будучи переведенной на многие европейские языки, вплоть до конца XVIII в. пользовалась большим успехом. Во многом он объяснялся не столько художественной ценностью произведения, сколько наличием параллелей в политической жизни страны.
Изменение ситуации (смерть в 1714 г. королевы Анны, приезд будущего Георга I и др.) привело к тому, что дальнейшая биография Аддисона в меньшей степени связана с его литературной деятельностью, и в большей – с общественной, политической, а также с событиями в личной жизни. С декабря 1715 г. по 29 июня 1716 г. публицист издавал журнал антиякобинской направленности «Фригольдер». В 1716 г. он повел под венец женщину, благосклонности которой добивался больше 11 лет, – графиню Уорик. Представленная театром «Друри-Лейн» в этом же году пьеса Аддисона «Барабанщик» осталась практически незамеченной: публика ее не приняла, а привлечь к себе именем известного автора она не могла, поскольку ставилась как анонимная.
Зато не остались без внимания его политические эссе. Обсуждаемый парламентом билль о пэрстве, а точнее, занятая Аддисоном по отношению к нему негативная позиция, которую он выразил в обличительном памфлете «Плебей», положила конец его многолетним дружеским и деловым отношениям с Ричардом Стилом. 1717-ый стал годом расцвета Аддисона как политика: он занял пост министра, стал членом Тайного совета, однако долго почивать на лаврах ему помешала болезнь. В 1719 г., 17 июня, Джозеф Аддисон скончался в возрасте 47 лет и был похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Эссе Аддисона позволили отнести его к наиболее авторитетным личностям в англоязычной прозе. Журналы, издаваемые Аддисоном, «проложили дорогу» английскому реалистическому роману и роману в письмах; с ними сотрудничали Джонатан Свифт, Берли Поуп. «Зритель» все XVIII ст. оставался культовым общественно-публицистическим журналом, образцом для подражания, оказал в том числе немалое влияние на русскую журналистику того времени.
Афоризмы и цитаты Аддисонa Джозефа