Выдержки из Джатака II

• О, без сомнения, в беду попавший человек особенно достоин состраданья добрых; глупость ведь корень всех несчастий, а потому она и есть страшнейшее несчастье.

• Ведь мудрый сам идет путем благим, а также и других ведет дорогой той же; слова, как ни были б они суровы, в нем раздражения не вызывают, коль сказаны они ему на благо.

• Всегда украшен мудрый скромностью и прямотой, всегда принять благо сказанное может, и так как дух мой сам стремится к добродетели, то он склоняется к сторонникам добра.

• В вопросах справедливости я — вождь народа, и если бы на путь неправый уклонился сам, в каком же положении народ мой оказался? Ведь он в своих поступках следует моим путем.

• Ведь в сердце, слабом от любви, нельзя предполагать спокойствие и твердость.

• Чистых сердцем не склонить к дурным деяниям. Помня это, следует стремиться к душевной чистоте.

• Порочная жена позорит славу и счастье обоих родов, как ночь, которая, скрыв месяц в облаках, окутывает тьмою всю красоту земли и неба.

• Даже мучимые жестокими страданиями, добрые неспособны стать на путь низких, находя опору в своей высокой нравственной стойкости.

• Вино вначале сладко и этим отвлекает тех,- кто грех в нем видеть неспособен, подобно восхитительному пути.

• Кто отвернется даже от проявляющего преданность к нему, иль опечален будет расположением своим к отвергшему его, или забудет прежние благодеяния, тот, несмотря на облик человека, сомненья возбуждает — так ли это.

• И если незаметна где-нибудь причина, то как с уверенностью скажешь ты, что нет ее совсем? Ведь существующее можем не увидеть мы и по другой причине, как на исходе дня не видим солнца яркий диск.

• Лишениями закаленные, сердца простого люда не так глубоко поражаются страданиями, как не видавшие страданий, нежные сердца людей из знати, случайно оказавшихся в беде.

• Доброжелатель вселяется в природу праведных благодаря постоянным упражнениям.

• Пойми, что сходно чувствуют живые существа, приятное ища и отстраняя неприятное. Поэтому что нежелательно тебе, то и другим ты делать не старайся.

• Даже страдание, если оно несет благо ближнему, доброжелательные ценят высоко, словно прибыль.

• Ведь самую большую наглость проявляет негодяй по отношению к сострадательным и мягким, доходит он до самых безобразных действий, так как нисколько не боится их. Но только лишь почувствует малейшую опасность, каким смиренным он становится, как быстро исчезает его наглость!

• Даже имея силу отомстить, сносить нам следует от слабых оскорбленья. Лучше стерпеть обиду от него, чем добродетелей лишиться.

В избранное | Понравился сайт?