ДРЕВНИЙ ИРАН. Из книги Авеста.

Между X в. и первой половиной VI в. до н. э. в городе Рага (близ современного Тегерана) в семье местного жреца Порушаспы родился мальчик, названный Заратустрой. Став взрослым, он выступил против господствовавшей в Иране религии, предложив новое учение, названное по его имени зороастризмом. Но его учение на родине принято не было, и он бежал в Бактрию, где нашел признание у ее царя Виштаспы, который сделал зороастризм официальной государственной религией.
 Умер Заратустра около 630(?) г. до н. э.

Канон, представляющий собрание священных книг зороастризма, распространенного в древности и раннем средневековье в Иране, Средней Азии, Азербайджане и Афганистане.
 В пантеоне зороастризма главный бог — Ахурамазда (Мазда), позже — Ормазд, бог добра и света. Его враг — Ахриман, бог зла и тьмы.
 Символ веры зороастризма

• Исповедую себя поклонником Мазды, зороастрийцем настоящей клятвой и исповеданием. Клятвой обязуюсь вершить добрую мысль, клятвой обязуюсь вершить доброе слово, клятвой обязуюсь вершить доброе деяние. Клятвой обязуюсь быть верным маздаяснийской вере (зороастризму), которая учит прекратить военные набеги, сложить оружие, заключать браки между своими единоверцами, исповедующими артовскую веру, которая из всех существующих и будущих вер — величайшая, лучшая и светлейшая, которая — ахуровская, заратустровская.

• Самое лучшее — разум, так как землю можно обустроить разумом и небо можно подчинить себе силою разума.

• Известно, что Ормазд создал эти земные творения силой врожденного разума. И земля и небо управляют разумом.

• Тот, кто приобрел богатство через грех и радуется, то эта его радость — хуже несчастья.

• Жизнь каждого предназначена для радости и земных удовольствий, а если их нет и есть страх и ложь, то она хуже смерти.

• Тот, кто ленив, — самый бесчестный из людей, так как творец Ормазд не создал ни зернышка для того, кто ленив.

• Если у слепого есть знания, он лучше невежественного зрячего.

• Богатыми следует считать разумных, здоровых и живущих без страха, довольных своею жизнью, друзей судьбы (т. е. счастливых), имеющих добрую славу, уповающих на единственно чистую, добрую веру маздаяс-нийскую (т. е. зороастрийскую) и тех, чье богатство праведное. Не имеющих этих достоинств, следует считать бедными.

• Тот человек сильнее, кто отстраняет от себя пятерых демонов: жадность, злобу, трусость, похоть и неудовлетворенность.

• Разум дороже всех богатств мира.

• Судьба — царь над всеми и всем, ветер, от которого никто и никуда не может убежать. Если тому, кто ленив, невежествен и злобен, судьба станет другом, то его лень станет подобна усердию, невежество — мудрости, а злоба — доброте. А если тому, кто мудр, достоин и хорош, судьба станет врагом, то его мудрость превратится в глупость, достоинство — в невежество, а знания и умение окажутся бесполезными.

• На земле люди могут обрести лучшую жизнь, радость, славу и всякое благо силою разума. И тому, кто хорош характером, нравом и поведением, надо благодарить разум.

• Быть благодарным миру, желать каждому добра — это лучше и больше всякого благодеяния, да к тому же не требует никаких затрат.

• Один есть путь — путь истины, все остальное — не пути.

• Мудрец обратился к своему сыну: «Будь безгрешен, чтобы не испытывать страха. Будь благодарным, чтобы быть достойным. Будь благоразумным, чтобы быть богатым. Будь довольным и смиренным, чтобы иметь много друзей. Остерегайся людей завистливых. Думай об устройстве своего дома. Будь любезным с друзьями и уступчив с каждым, чтобы тебя не стыдили. Не ссорься ни с кем, не борись за место. Не служи злому духу и не ешь скот. Пей вино в меру, во время вкушения вина говори умеренно. Порока в умеренном вкушении вина нет. Сам внимательно следи за своими недостатками. Говори правдиво. С пьяным трапезу не разделяй. Не бери накопленное у начальников твоих, чтобы стало тебе почитание. Остерегайся врага, если он стоит у власти. Везде и всегда будь старательным. Везде и всегда что тебе не кажется хорошим, не делай никому. Считай самым плохим человеком невежественного и считай его несчастным, не будь мстительным и завистливым, к жене и детям относись как можно лучше и доброжелательнее. Выбирай жену смышленую, друга — обходительного... Злобу в себе не допускай. Не будь переменчив, не водись с распутницей, иначе все грехи ее перейдут на тебя. Будь щедрым за счет твоего имущества, а не за счет чужого, так как тело не вечно, а душа — вечна».

В избранное | Понравился сайт?